ведёт журнал всех сообщений от и к пользователю




Яська
    (0) «Яндекс» выпустил собственную версию ICQ, «заряженную» своими сервисами. Если учесть, что у «Яндекса» уже есть свой мессенджер «Я.Онлайн», использующий Jabber, можно предположить, что стратегия «Яндекса» в развитии коммуникационных сервисов до сих пор не выработана. Предлагая аудитории никак не связанные между собой продукты, «Яндекс» запутывает всех, в том числе и себя. Это же касается и Rambler, который одновременно делает свою ICQ и выпускает Virtus, который позиционируется как альтернативный клиент.«Яндекс» выпустил собственную версию ICQ, «заряженную» своими сервисами. Если учесть, что у «Яндекса» уже есть свой мессенджер «Я.Онлайн», использующий Jabber, можно предположить, что стратегия «Яндекса» в развитии коммуникационных сервисов до сих пор не выработана. Предлагая аудитории никак не связанные между собой продукты, «Яндекс» запутывает всех, в том числе и себя. Это же касается и Rambler, который одновременно делает свою ICQ и выпускает Virtus, который позиционируется как альтернативный клиент.

Компания Mirabilis, разработчик ICQ, ныне входящая в холдинг AOL, появилась в 1996 году в Израиле, как раз на заре рассвета IM — служб обмена короткими сообщениями. В отличие от остальных рынков, европейского и американского, где уже присутствовали крупные игроки в виде Microsoft, Yahoo! и той же AOL, ICQ завоевала популярность в России и на постсоветском пространстве, спустя недолгий срок став самым популярным мессенджером. Россияне ICQ полюбили и нежно прозвали «аськой». Или «тётей Асей», как героиню рекламы стирального порошка.

Учитывая местные особенности и архитектуру программы, которая для адресации использует номер из цифр (UIN), развитие ICQ породило и кучу параллельных бизнесов — типа торговли красивыми номерами и взлома чужих «асек» с целью увода этих самых красивых номеров. Это, естественно, в какой-то момент повлияло на репутацию программы. Большое количество спама, охота за красивыми или короткими номерами делали их владельцев постоянной мишенью. В какой-то момент чуть ли не каждый старичок сталкивался с попыткой угона своего номера. Впрочем, любовь к бесполезным вещам, которые могут подчеркнуть крутость владельца, можно списать на национальный фактор, но не технический.

«Большая тройка» в лице «Яндекса», Mail.Ru и Rambler с аудиторией на своих почтовых сервисах, естественно, хотела заполучить в свои руки и контроль над IM. Все начали двигаться в этом направлении, но, как это свойственно развивающимся рынкам, кто, куда и зачем шёл — не очень понятно. Mail.Ru поступила в духе своей политики: мы пользователя никуда не выпустим и ничего ему чужого не дадим. Так из скромной программы, которая уведомляла пользователя о приходе новой почты, родился «Агент@Mail.Ru», ставший популярным среди подростков и скучающих офис-менеджеров. Стоит признать, что политика Mail.Ru оказалась самой успешной в этом плане. Сейчас «Агентом» пользуются миллионы. Rambler решил, что воевать плохо и лучше дружить, став российским партнёром ICQ. Учитывая, что Rambler имел на тот момент не самую плохую посещаемость и уважаемый бренд, некоторая часть пользователей покорно мигрировала в Rambler.ICQ, которая от оригинала отличалась показом российской рекламы и интеграцией с разными рамблеровскими сервисами, что для местных пользователей было безусловным бонусом. Однако были и минусы.

Недостатки ICQ не перечислял только ленивый: централизованность сервиса неоднократно приводила к падениям, что очень критично для тех, кто использует IM в работе, большое количество спама, отсутствие какой бы то ни было безопасности: специализированные сайты пестрят набором программ для «прослушки» ICQ, перехвата паролей и т.д. Реклама в окне сообщения и в списке контактов, которую половина пользователей научилась не замечать, а другая половина — отключать. И главное: протокол, использование которого без ведома владельца оказывалось нелегальным. С одной стороны, появилась куча альтернативных клиентов без рекламы и лишних сервисов, с другой — они оказались вне закона. Всё это располагало к приходу нового игрока с новым протоколом. Им стал Google, выпустивший свой мессенджер Google Talk на базе протокола Jabber (XMPP). XMPP — протокол открытый, а это значит, что любой достаточно продвинутый пользователь может поставить свой сервер и его абоненты могут смело общаться с пользователями Google, например. Это также означает, что любой программист может написать свою программу, которая будет легально и корректно работать с Google или с любым другим сервисом, поддерживающим Jabber.

Что лучше — открытый и закрытый протокол — проблема давняя и до сих пор актуальная. С одной стороны, открытый протокол — это хорошо и удобно. Хорошо, что электронная почта строилась на открытом протоколе. Согласитесь, что ситуация, при которой вам, имеющим почту, предположим, на «Яндексе», приходилось бы регистрироваться на Mail.Ru, чтобы отправить письмо другу, который лояльный пользователь и уходить никуда не собирается, выглядит несколько маразматичной. С другой стороны, закрытый протокол используют сервисы, которые зарабатывают на этом деньги и мотивированы улучшать продукт. Открытый протокол — вроде бы ничей, поэтому его внедрение и распространение происходит медленнее. И тот факт, что использовать открытые протоколы удобнее как пользователям, так и производителям, стал ещё более очевидным благодаря Google.

В свою очередь «Яндекс», долго и мучительно запускавший «Я.Онлайн», оказался последним на этом празднике жизни. Но пошёл идеологически правильным путём: продукт, который предлагался пользователям, использовал именно протокол XMPP, что делало его современным и актуальным, несмотря на некоторые технические недостатки. Пользователи «Яндекса» могли свободно коммуницировать с пользователями Google, и наоборот. Наконец-таки Рунет в лице отдельных его представителей убедился, что «Яндекс» идёт правильной дорогой, открыт миру и пользователям, а стратегия его развития направлена на использование открытых стандартов и протоколов. Главное — было понятно, что, сделав «Я.Онлайн», «Яндекс» будет сражаться в этой невидимой войне, пытаясь честно занять своё место на рынке коммуникаций, в котором обмен короткими сообщениями играет не самую последнюю роль.

Описание баталий на поле массовых коммуникационных сервисов было бы неполным без упоминания альтернативного мессенджера QIP, который стал популярен среди пользователей той же ICQ благодаря приятному интерфейсу, расширенному набору смайликов и отсутствию рекламы. Сейчас QIP, приобретённый несколько лет назад холдингом «РосБизнесКонсалтинг», стал большим сервисом, поддерживает не только протокол ICQ, но и Jabber. И даже тот, что использует «Агент@Mail.Ru». Однако навязчивая реклама сервисов и эпизодические проблемы с безопасностью вынуждают пользователей искать альтернативы.

И что в итоге? Со своей стратегией более или менее определился Google. Google Talk медленно, но верно завоёвывает российский рынок. Всё понятно с Mail.Ru. Их стратегия по развитию собственного протокола хоть и может вызывать скептицизм, но понятна и заслуживает уважения. Проекты Rambler скорее экспериментальны, как и всё остальное: компания переживает регулярную смену менеджмента, поэтому говорить о какой-то долгосрочной стратегии вряд ли возможно. Последним бастионом надежды был «Яндекс», который сегодня пал, то ли желая лёгких денег, то ли поняв, что дружба с неидеальным, но раскрученным брендом проще, чем вывод своего продукта.